СССР, МОСФИЛЬМ, 1972—1973
Телесериал,
лирическая комедия.
По мотивам повести Г.Садовникова «Иду к людям». Пожалуй, первая
советская мыльная опера. И по сию пору - самая удачная. Заслуженная
популярность в 70-е, повторные показы в постперестроечную эпоху.
Легендарные актеры, два песенных хита, неуправляемый, но влюбленный
Ганжа — Александр Збруев, корыстолюбивый персонаж Савелия Крамарова,
находившегося в зените славы, Евгений Леонов, Светлана Крючкова
и ушибленный жизнью учитель Нестор Петрович в блистательном
исполнении Михаила Кононова... Актеры и персонажи слипаются
в единое целое. «Меня зовут, меня зовут — РАБОЧИЙ КЛАСС», —
вот как это целое называлось, согласно тексту жизнерадостной
песни. Легкомысленное простодушие фильма не устает восхищать.
Страна задыхалась под прессом нешуточных эпопей о буднях тяжелой
промышленности, о романтике колхозного труда. Все это было скушно,
противно и бесчеловечно. С чего бы такая, действительно большая
перемена интонации? Любовь рабочего парня, сильного и бесшабашного,
конечно, отсылает в 50-е. «Любовь на Заречной улице» — вот прототип
нашего любимого сериала. Збруев принял эстафету от Алексея Рыбникова.
В эпоху махрового застоя авторов выручили ветра оттепельных
перемен. Конечно, энергия «Большой перемены» — это энергия послесталинской
эпохи. История, помещенная в иную социально-политическую ситуацию,
приобретает лубочный характер. Теперь это — тотальная игра,
своего рода прикол, где все — авторы и зрители — согласны на
некоторую условность. Более того, одобряют ее. Еще более того
— приятие этой условности спасает нацию от деморализации и тотального
вымирания. К 80-му году обещан «полный коммунизм». В это трудно
поверить, в это нужно поверить. Ибо ничего другого не разрешено,
ничего другого не предвидится. Вот откуда виртуозный баланс
над пропастью в картине «Большая перемена»: глубокая правда
эмоций соседствует с неправдоподобным социальным посылом. Посылом
ко всеобщему благоденствию, а, значит, в никуда. Очень взрослых
людей, вполне сформировавшихся, с детьми и биографией, засадили
за школьную парту. О, какая роскошная, какая точная метафора!
Идея культурной революции — любимая идея тоталитаризма. Переучивать
взрослых людей, низводя их до социального положения детей, самой
подчиненной и бесправной социальной группы. И вот уже взрослая
дочь (Светлана Крючкова) насилует собственного отца (Евгений
Леонов), запрещая одно и разрешая другое. И вот уже половозрелый
Ганжа лишен прав на собственную жену-учительницу, которая получила
неожиданные властные полномочия, противоречащие ее собственным
желаниям, здравому смыслу и вековечной социальной субординации...
В этом мире никто не делает то, что ему хочется. Приходится
ломать себя, преодолевать, отбрасывать лишние качества и привычки.
Идет учеба, перековка. В вечерней школе, в «9 а», по всей стране,
«от края и до края»... В этом, глубинном смысле «Большая перемена»
есть радикальная перемена самого человеческого существа, передел
человеческого материала!! И здесь «кончается искусство», кончаются
легкомысленные аналогии с мыльной оперой, с латиноамериканскими
страстями. Здесь кипят совсем другие страсти, геополитические.
Шутки в сторону. Шапки долой. Грандиозный эксперимент в самом
разгаре. И больше не смешно. Отныне — мучительно жалко. Этих
красивых и обаятельных, умных и талантливых, влюбленных и любимых
героев, у которых отняли право быть самими собой. Вопрос о личной
вине каждого авторы не рассматривают. Вопрос о личной вине оставим
в стороне. С таким вопросом была бы совсем другая картина, страшная
и бесконечно горькая, противоречивая и уязвимая. А эта — ни
о чем не жалеет, ни в чем не сомневается, притворяется дурочкой.
И только в глубине глаз исполнителей — приглядитесь — глубокая
печаль. А у иных — слезы. «Почему?!» — Они не ответят, пожмут
плечами и снова улыбнутся. Зато мы знаем — почему. И прощаем
— им и себе. 30 лет спустя. Один из самых точных, живых и, как
ни странно, глубоких фильмов советского киноискусства.
В ролях:
Михаил Кононов, Евгений Леонов, Ролан Быков, Александр Збруев,
Светлана Крючкова, Юрий Кузьменков, Наталия Богунова, Наталья
Гвоздикова, Савелий Крамаров, Виктор Проскурин, Людмила Касаткина,
Михаил Яншин, Лев Дуров, Владимир Басов.
Режиссер:
Алексей Коренев.
Авторы сценария:
Георгий Садовников, Алексей Коренев.
Оператор:
Анатолий Мукасей.
Художник-постановщик:
Леонид Платов.
Композитор:
Эдуард Колмановский.
Текст песен:
Михаил Танич.